МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КОЭФФИЦИЕНТА ЗАГРУЗКИ ДВИЖЕНИЕМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ)

ГЕОМОНИТОРИНГ выполняет этот вид аналитических работ по собственной методике: «Регламент по мониторингу и оценке коэффициента загрузки движением автомобильной дороги (в том числе дорожных сооружений)».  Справа приведены ссылки на пункты документа и изложена применяемая методика.



Нормативные ссылки:

1.


"Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог"

Утверждено Министерством автомобильных дорог РСФСР, протокол № 29 от 24.08.1981

 

1.1.


ОДМ 218.2.020-2012 "Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог".

РАЗРАБОТАН АНО "Институт Проблем Безопасности Движения" (Автономная некоммерческая организация "ИПБД"). Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ), Иркутским государственным техническим университетом, Тихоокеанским государственным университетом. ФГУП "РОСДОРНИИ". ООО "ИНЭМДорТранс" по заказу Росавтодора.

ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора взамен "Руководства по оценке пропускной способности автомобильных дорог", одобренного Министерством автомобильных дорог РСФСР в 1982 г.

1.2.


Термины и определения:

2.


Автоматизированная система управления дорожным движением  

комплекс технических средств, программного обеспечения и организационных мер, обеспечивающих сбор и обработку информации о параметрах автомобильной дороги и транспортного потока и на основе этого оптимизирующий управление движением

2.1.


Интенсивность движения 

количество транспортных средств, проходящие в единицу времени, через определенное сечение автомобильной дороги

2.2.


Коэффициент загрузки движением 

отношение фактической интенсивности движения по автомобильной дороге, приведенной к легковому автомобилю, к пропускной способности за заданный промежуток времени

2.3.


Мониторинг 

система сбора, обработки и хранения определенного вида информации с целью использования для принятия управленческих решений

2.4.


Пункт автоматического учета интенсивности движения 

интегральный компонент подсистемы мониторинга транспортных потоков АСУДД, включающий совокупность ДТ, установленных на П-образной опоре в одном поперечном сечении автомобильной дороги

 

2.5.


Пропускная способность 

максимальное число автомобилей, которое может пропустить участок автомобильной дороги в единицу времени в рассматриваемых дорожных и погодно-климатических условиях

2.6.


Состав движения 

Разделение транспортного потока по различным типам транспортных средств

2.7.


Сокращения:

3.


АСУДД

автоматизированная система управления дорожным движением

3.1.


АКУПД

автоматизированный комплекс управления платной автомобильной дорогой

3.2.


ГИС

геоинформационная система (географическая информационная система)

3.3.


ДТ

детектор транспорта

3.4.


ПАУИД

пункт автоматического учета интенсивности движения

3.5.


Цель и задачи мониторинга и оценки коэффициента загрузки движением

4.


 

Коэффициент загрузки движением – одна из основных характеристик уровня удобства движения по автомобильной дороге.

4.1.


 

Целью мониторинга и оценки коэффициента загрузки движением является получение полной, объективной и достоверной информации о величине этого показателя и её изменении во времени для использования при принятии управленческих решений.

4.2.


 

Задачей мониторинга и оценки коэффициента загрузки движением является обеспечение управления движением транспортного потока и требований к предельным значениям этого показателя.

4.3.


Состав, периодичность и методика проведения работ по мониторингу и оценке коэффициента загрузки движением

5


Коэффициент загрузки движением (Z) – отношение фактической интенсивности движения к практической пропускной способности участка автомобильной дороги, где

N - интенсивность движения, приведенная к легковому автомобилю, авт./ч;

P - практическая пропускная способность участка автомобильной дороги, авт./ч  (легковых).

5.1.


Работы по мониторингу коэффициента загрузки движением включают два направления:

1) мониторинг интенсивности движения по автомобильной дороге

2) оценку пропускной способности автомобильной дороги

5.2.


ГЕОМОНИТОРИНГ проводит мониторинг интенсивности и состава движения на автомобильной дороге в соответствии с требованиями УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

ГЕОМОНИТОРИИНГ получает данные о количестве полос движения в соответствии с требованиями ПАСПОРТИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

5.3.


Анализ характеристик движения на автомобильной дороге проводим отдельно на каждом ПАУИД с сохранением в базе данных значений интенсивности движения по разным группам автомобилей за часовой период, получаемые на каждом ДТ, входящем в состав данного ПАУИД.

5.3.1.


Значения интенсивности движения, зафиксированные каждым ДТ, приводят к легковому автомобилю путем умножения интенсивности различных групп автомобилей на коэффициенты приведения и последующего суммирования. С учетом того, что на ПУАИД производится разделение транспортного потока на 2 группы (по габаритам транспортных средств в плане) "малое" (легковой) и "большое" (грузовой или автобус), коэффициенты приведения к легковому автомобилю  следует принимать равными:

1,0 – для первой группы ("малое"),

3,5 – для второй группы ("большое").

5.3.2.


Для каждого ПУАИД рассчитывают суммарную часовую интенсивность движения, приведенную к легковому автомобилю, путем суммирования приведенных интенсивностей каждого ДТ, входящего в состав ПУАИД, по всем полосам движения в двух направлениях.

5.3.3.


В базе данных в каждый часовой период сохраняют дополнительную информацию об условиях движения:

  • состояние дорожного покрытия (сухое, мокрое, рыхлый или талый снег, стекловидный лед);
  • выпадающие осадки (отсутствуют, жидкие, твердые или смешанные);
  • видимость (обеспечена, ограничена вследствие тумана, интенсивных осадков, задымления и т.п.)

5.3.4.


В базе данных также делают отметки о закрытых в рассматриваемый период времени полосах движения (из-за дорожно-транспортных происшествий, ремонтных работ и т.п.).

5.3.5.


Оценку пропускной способности производят путем теоретического расчета, основываясь на методике, изложенной в ОДМ 218.2.020-2012. Изложение методики расчета пропускной способности приведено в Приложении 1.

5.4.


Пропускную способность автомобильной дороги рассчитывают, как и приведенную интенсивность движения, для часовых промежутков времени для каждого поперечного сечения, в которых установлены ПАУИД, с учетом количества полос движения и характеристик продольного и поперечного профиля в данных сечениях автомобильной дороги.

5.4.1.


При расчете учитывают зафиксированный ДТ в рассматриваемый часовой промежуток времени состав движения по различным полосам движения.

5.4.2.


При расчете исключают полосы, закрытые для движения транспорта в рассматриваемый период времени.

5.4.3.


В процессе эксплуатации автомобильной дороги производят корректировку теоретической пропускной способности на основе данных мониторинга транспортного потока путем построения зависимостей интенсивности, скорости и плотности транспортного потока и введения коэффициентов, учитывающих условия движения (состояние дорожного покрытия и метеоусловия).

5.4.4.


Ресурсное и материально-техническое обеспечение выполнения работ по мониторингу и оценке коэффициента загрузки движением

6.


Работы по мониторингу и оценке коэффициента загрузки движением автомобильной дороги выполняются персоналом Оператора.

6.1.


Для мониторинга интенсивности и состава движения используют технические и программные средства системы АСУДД, установленной на автомобильной дороге.

6.2.


Для расчета пропускной способности автомобильной дороги используют данные по геометрическим параметрам автомобильной дороги на различных участках, имеющиеся в технической документации на автомобильную дорогу, либо заложенные в подсистему ГИС автомобильной дороги (пространственную инженерную модель автомобильной дороги, построенную на основе геоинформационной системы), являющуюся частью программного обеспечения АКУПД.

6.3.


Для расчета коэффициента загрузки движением автомобильной дороги используют специализированный программный модуль, реализующий принципы расчета, изложенные в п.5 настоящего регламента.

6.4.


Перечень отчетных форм по мониторингу и результатам оценки коэффициента загрузки движением

7


Результаты оценки коэффициента загрузки движением Оператор ежеквартально заносит в отчетную форму 6А.

7.1.


Значение коэффициента загрузки движением автомобильной дороги за каждый квартал рассчитывают в соответствии с п.5.5-5.8 настоящего регламента.

7.2.


Порядок хранения и использования данных по результатам мониторинга и оценки коэффициента загрузки движением

8


Исходные данные и результаты расчета приведенной интенсивности движения, пропускной способности и коэффициента загрузки движением автомобильной дороги сохраняют в электронной форме в системе АКУПД автомобильной дороги.

8.1.


Бланки отчетных формы 6А предоставляются по запросу

8.2.


 


Определение пропускной способности автомобильной дороги

Приложение 1.


Пропускную способность автомобильной дороги оцениваем путем расчета пропускной способности каждой полосы движения каждого направления движения в отдельности с учетом состава транспортного потока, так как движение по полосам и направлениям распределяется неравномерно.

 


Общую пропускную способность Автомобильной Дороги

(P) определяют суммированием пропускной способности всех полос движения, где:

  • n - количество полос движения в двух направлениях;
  • PПi - пропускная способность полос движения, авт./ч (легковых).

 


Пропускная способность отдельной полосы движения, где;

  • k - коэффициент приведения смешанного потока автомобилей к потоку легковых автомобилей;
  •  - коэффициент, учитывающий радиусы кривых в плане;
  • - коэффициент, учитывающий влияние пересечений в разных уровнях;
  • b - ширина полосы движения, м;
  • p - количество грузовых автомобилей и автобусов в потоке, %;
  • i - величина продольного уклона, ‰.

 


Коэффициент приведения смешанного потока автомобилей к потоку легковых автомобилей определяют по формуле, где:

  • - коэффициент приведения к легковому автомобилю транспортных средств j-того типа;
  • nj - количество (в долях единицы) транспортных средств j-того типа;
  • m - количество учитываемых типов транспортных средств.

 


Приведение различных транспортных средств к легковому автомобилю производят с помощью коэффициентов ( ), указанных в табл. П1.1.

 


Тип транспортного средства

Легковые автомобили

1,0

Мотоциклы и мопеды

0,5

Грузовые автомобили грузоподъемностью, т

 

2

1,5

6

2,0

8

2,5

14

3,0

более 14

3,5

Автопоезда грузоподъемностью, т

 

12

3,5

20

4,0

30

5,0

более 30

6,0

Автобусы

3,5

Таблица П1.1

 


Коэффициент , учитывающий радиус кривой в плане учитывают только при определении пропускной способности крайней левой полосы. Значение коэффициента , в этом случае принимают равным 0,85, если радиус кривой в плане меньше 1000 м, и 1,00 при больших радиусах.

 


Значения коэффициента , учитывающего влияние пересечений в разных уровнях, принимают по табл. П1.2.

 

Вид сопряжения съезда с дорогой

Интенсивность движения на съезде, % от интенсивности на дороге

  для полосы:

крайней правой

крайней левой

Переходно-скоростные полосы, отделенные от основной проезжей части разделительной полосой

10 – 25

0,95

1,0

25 – 40

0,90

0,95

Только переходно-скоростные полосы

10 – 25

0,88

0,95

25 – 40

0,83

0,90

Съезды без переходно-скоростных полос

10 – 25

0,80

0,90

25 – 40

0,75

0,80

Таблица П1.2

 


При расчете пропускной способности полосы движения необходимо учитывать особенности распределения автомобилей разного типа по полосам движения при интенсивности, близкой к пропускной способности. Справочные данные о распределении автомобилей на четырехполосной магистрали приведены в табл. П1.3.

 


Число легковых автомобилей, % от общей интенсивности движения

Состав потока:

на правой полосе, %

на левой полосе, %

легковые

грузовые

легковые

грузовые

20

5

95

35

65

40

20

80

55

45

60

35

65

70

30

80

75

25

85

15

Таблица П1.3